Новгородский областной Дом народного творчества расположен в древнейшем жилом конце Новгорода Великого на Софийской стороне – Неревском.
На северной оконечности его, в 250 м от вала Окольного города на берегу Волхова, в древности стоял Николо-Бельский мужской монастырь. Он возник на территории собственного «дво¬рища» архиепископа Давида, пожертвованного им для устройства монастыря. По его инициативе в 1312 г. закладывается каменная церковь Николая Чудотворца или по-другому Николы-Белого. В 1313 г. строительство храма было завершено, и он был освящен. Тогда же архиепископ «чернеци совокупи», т. е. устроил монастырь.
Много испытаний выпало на долю монастыря. В 1386 он горел вместе с другими новгородскими монастырями при приближении к Новгороду войск Дмитрия Донского. В 1463 монастырь сильно пострадал от пожара – «выгорела половина св. Николы», т. е. полмонастыря. Расплавились от огня два «чюдных колокола». Впоследствии он много претерпел от шведских завоевателей.
В XIV-XV вв. Николо – Бельский монастырь входил в число наиболее богатых и влиятельных новгородских монастырей. После присоединения Новгорода к Москве (1478) земельные владения монастыря подверглись значительной конфискации.
В 1611-1617 г.г. во время шведского нашествия монастырь сильно пострадал. «…а в нём ц. Николая Чудотворца и трапеза камены разорены, келей и огорады нет … А старцев и слуг того монастыря нет ни единого человека”. Постройки стояли без кровель, а внутреннее убранство было разграблено.
В 1623 году царь Михаил Федорович велел старцу Зосиме возобновить Бело-Никольский монастырь и собрать в него братию. Год спустя царской грамотой были подтверждены все прежние права монастыря на вотчины и угодья.
Долгое время Николо – Бельский монастырь оставался особножитным (тип монастыря, предполагающий даже в большом обществе отдельную жизнь каждого монаха), хотя с 1528 года повсеместно в новгородских монастырях был введён общежительный устав (согласно ему вся братия монастыря объединялась в единстве быта, общности имущества).
По данным 1749 г. за Николо – Бельским монастырём числи¬лось 328 душ крепостных крестьян. В этот пе¬риод в обители уже не было монахов, всеми хозяйственными делами управлял настоятель в чине строите¬ля. На пропитании находились отставные во¬енные. По указу Святого Синода в 1750 г. при монастыре была организована т. н. «Рус¬ская школа» для обучения детей священно- и церковнослужителей, не способных учиться в духовной семинарии. Программой школы предусматривалось научить детей «книгочтению, так же чистому и искусному уставом и скорописью писму и церковному пению…». Школу предполагалось содержать за счет до-ходов трех приписных к Архиерейскому дому монастырей, в т. ч. Николо – Бельского.
В 1764 обитель была упразднена. По Описи 1768 здесь значились две каменные церкви (Николая Чудотворца и Ильи Про¬рока), деревянные настоятельские и братс¬кие кельи, пивоварня, баня, вновь выстроен¬ный для Великолуцкого полка лазарет и др. постройки. Ц. Ильи Пророка к этому време¬ни была упразднена и вскоре, вероятно, ра-зобрана. Приходский храм Николая Чудот¬ворца был приписан к Зверину монастырю, что поблизости, и закрыт после 1917 года.
В настоящее время от архитектурного ансамбля Николо – Бельского монастыря сохранилась одна каменная церковь Николы Белого.
Автор и строители её не известны. Строительный материал – камень-ракушечник, кирпич. Храм крестовокупольный, четырехстопный, одноапсидный, одноглавый с восьмискатным покрытием. Церковь отличается пирамидальностью всего объема, то есть каждая стена по мере кверху отклоняется внутрь храма до 40 см. Столь большого наклона стен к оси композиции нет ни в одном храме Новгорода. В настоящее время объемная композиция ассиметрична за счет более поздних строительных наслоений. С севера к церкви примыкает придел XVII века. К западной стене примыкает паперть XIX века. Архитектурные особенности позволяют считать памятник этапным в развитии новгородского зодчества.
В годы Великой Отечественной войны церковь получила повреждения. После вос¬становления ее приспособили под склад. В 1963-64 под руководством Г. М. Штендера были осуществлены научно-исследовательские работы и произведена частичная реставрация памятника. Полностью церковь восстановлена в 2009 год.