Навигация
Поиск



Новгородский областной
Дом народного творчества

Традиционное вертепное действо!

Вертепное представление в Новгородском областном Доме народного творчества
«… Боже мой! С каким, бывало, нетерпением ждем мы Святок и вертепа! С наступлением вечера, когда решено «пустить вертеп», мы, бывало, сидим у окошка и кричим от восторга, чуть только в ставень застучат, и на вопрос наш: «Кто там?» – нам отвечают: «Пустите с вертепом!». Начинаются переговоры: «Сколько у вас кукол? Что возьмете?». Представители отвечают, что кукол пятьдесят, шестьдесят, одних чертей четыре, и что у них есть скрыпка, а после вертепа будет комедия. Мы трепещем, что переговоры кончатся несогласием, покажется дорого…Но нет! Все слажено…И вот несут вертеп, ставят полукругом стулья; на скамейках утверждается самый вертеп; раскрываются двери его – мишура, фольга, краски блестят, пестреют; является первая кукла – Пономарь, он зажигает маленькие восковые свечки, выбегает Трапезник с кузовом и просит на свечку. Один из нас, с трепетом, подходит и кладет в кузов копейку. Пономарь требует дележа, сыплются шутки, начинается драка, и мы предвкушаем всю прелесть ожидающего нас наслаждения. И вот заскрипела скрыпка, раздались голоса – являются Ангелы и преклоняются перед яслями…». Так описывает свои детские впечатления о вертепе известный театральный критик и драматург, журналист, историк и переводчик Николай Алексеевич Полевой, который родился и жил в Иркутске до 1811 года.
Этими словами начал свою исследовательскую работу, посвященную реконструкции новгородского вертепа, мастер Новгородского областного Дома народного творчества Юрий Геннадьевич Иванов. Мы уже не раз писали об этом талантливом человеке. Созданная им мастерская традиционных музыкальных инструментов и сейчас привлекает множество гостей из разных регионов России, благодаря проекту «Новгородское гудение». Но вертеп, с такой любовью и тщательностью воссозданный Юрием Геннадьевичем по материалам фондов Российского этнографического музея Санкт – Петербурга, его чудесные куклы – точные копии этнографических подлинников вертепа Новгородской губернии XIX века – это отдельная большая история. Начнем же по порядку.
Обычай устанавливать в храме на Рождество ясли с фигурками Богородицы, Младенца, Иосифа, пастухов, трех царей и животных пришел в славянские страны из средневековой Европы. В католической Польше он перерос в подлинно народное религиозное представление и в таком виде проник в Украину и Белоруссию. В России впервые театральные представления получили благословение только в XVII веке с приходом царя Алексея Михайловича, любившего театральные представления и с удовольствием приглашавшего актеров. Расцветом для российского вертепа становится восемнадцатый век. Слово «вертеп» происходит от старославянского «вертепъ» – «пещера». Именно это название используется в православной церковной поэзии для обозначения места рождения Спасителя. Некоторые исследователи связывают слово «вертеп» с глаголом «вертеть». Рождественские кукольные театры часто украшались вертящимися хороводами плоских фигур или звездами, что и могло дать основание данной трактовке слова. В Украинском Закарпатье прижилось слово «бетлегем» (от Вифлеем). Белорусская кукольная драма усвоила наименования «бетлейка» или «батлейка» (от «Бетлеем» – Вифлеем).В областях Белоруссии, граничащих с Польшей, принято название «шопка» (от польского «szopka» – сеновал). Вертепные представления, могли разыгрывать профессиональные бродячие кукольники либо любители: крестьяне, солдаты, семинаристы, мещане, деревенские мальчишки.
Вертеп носили по избам обыкновенно на Святки – от Рождества до Крещения, но в зависимости от местности время хождения с вертепом могло быть несколько различным. Так, в Витебской и Могилевской губерниях представление показывали в первые три дня рождественских праздников, а также накануне Рождества и в день Нового года. В Харьковской губернии Христославление вертепщиков могло длиться вплоть до Великого поста. В Сибири (Иркутске) с вертепом могли ходить по домам от Рождества до Масленицы. Здесь же были известны не только переносные, но и стационарные кукольные театры такого типа. Вход на представление стоил пять – десять копеек. Позже, в конце XIX – начале XX вв., разыгрывание вертепных спектаклей превратилось в промысел. Городские вертепщики-профессионалы могли выступать на ярмарках в любой календарный период. Так, в г. Батурин, на Украине, хозяин вертепа демонстрировал светскую часть драмы офицерам во время летних лагерных сборов. Этнографу Николаю Николаевичу Виноградову в начале 1900-х годов летом на волжском пароходе случилось наблюдать новгородских вертепщиков со своим представлением, следовавших на Нижегородскую ярмарку, и записать их пьесу «Смерть царя Ирода. Представление для публики с пением и рассказами». В Новгородской губернии вертепный ящик традиционно был одноэтажным. Религиозная часть представления не занимала большого места (хотя немногочисленные собиратели прошлого записывали подробно именно эту, каноническую мистериальную часть), с течением времени она все больше и больше оттеснялась разрастающейся светской, комедийной половиной, где одна за другой в свободном порядке следовали бытовые и исторические, шуточные и сатирические сценки, иногда демонстрировались просто танцы кукол, персонажи и ситуации наполнялись местным, злободневным значением, широко использовались бытовые анекдоты, популярные песни, материал лубочных картинок. Сохранившийся в фондах Российского этнографического музея Санкт-Петербурга новгородский вертеп привезен из города Старая Русса, богатого своими театральными традициями. После кропотливой работы в фондах музея, изучения этнографических записей, научных статей и художественных текстов, Юрий Геннадьевич, будучи одним из участников фольклорного коллектива «Шох – Ворох», в течение 2005 -2006 гг. изготовил вертепный ящик. Следующим этапом стало создание кукол для Рождественской драмы «Смерть царя Ирода» и подготовка сценарного материала, в основу которого легла записанная Н.Н. Виноградовым пьеса новгородских вертепщиков. Работа над каждой куклой начиналась с тщательной проработки лика, что сразу наделяло ее своим характером: грозный тиран Ирод, скорбящая Рахиль, Смерть и Черт, вызывающие трепет.
Фольклорный коллектив «Шох – Ворх» (руководитель Н. Ж. Шибкова) был известен не только в Новгородской области, но и в других регионах России. Это был успешный и яркий коллектив с сильной мужской группой, постоянный участник многочисленных фольклорных фестивалей различного уровня. Не мудрено, что процессом реконструкции вертепа и воссозданием традиционной драмы заинтересовались на телевидении Санкт-Петербурга. «5 канал, С-Пб.» в декабре 2007 года снял целый фильм о процессе работы над новгородским вертепом и традициях Рождества в Великом Новгороде. И уже с 2008 по 2011 годы «Шох – Ворох» становится постоянным участником Санкт – Петербургского собрания вертепных театров «Рождественская мистерия» в Российском этнографическом музее с вертепным представлением «Смерть царя Ирода». Каждое их представление зрители встречали очень тепло и восторженно. Живое многоголосное пение, звучание аутентичных музыкальных инструментов (скрыпки, колесной лиры, русской волынки), смешные бытовые сценки с традиционными персонажами, такими, как Барыня и Доктор, Цыган и Казак, Аринушка и Старичок – все это выделяло коллектив и оставляло глубокое впечатление от представления.
В этот же период Юрий Геннадьевич создает и второй вертепный ящик – двухъярусную белорусскую батлейку, представление в которой с большим удовольствие смотрели участники и гости областного традиционного праздника «Святки в Витославлицах» в январе 2010 и 2011 гг. Весь свой накопленный материал, свой практический опыт по воссозданию новгородского вертепа и белорусской батлейки Юрий Геннадьевич обобщил в 2008 году в методическом материале «Вертеп. Опыт реконструкции», снабдив его подробными чертежами, фотографиями, нотным и сценарным материалом. Это стало большим подспорьем в работе по изучению традиционной культуры для наших коллег в муниципальных районах области и Великого Новгорода. Мы с радостью сообщаем, что Новгородский областной Дом народного творчества в этом году подготовил новую программу «Пришло Рождество – начинаем торжество!». С 10 по 19 января 2018 года гости увидят уникальный новгородский вертеп реконструкции Ю.Г. Иванова с полным комплектом кукол, услышат Рождественские колядки, узнают о традициях Рождества, сделают куколку – Ангела из лоскутков. А самое главное – станут участниками Рождественской мистерии! Традиционное вертепное действо «Смерть царя Ирода» будет представлено в двухъярусной белорусской батлейке в ц. Николы Белого. И это еще один повод вспомнить нашего дорогого друга и коллегу, талантливого мастера, Юрия Иванова, в руках которого оживали и старинные музыкальные инструменты, и колокола, и куклы. Эти строки Роберта Рождественского как раз про него:
Мир стареет в былых надеждах, Но сегодня, как и вчера, На плечах эту землю держат И несут на себе Мастера!